СОШ №58 им. М.В. Овсянникова
г. Курск, пр-т В. Клыкова, 65
  • Доступная среда

    Равные возможности-равные права

    Создание доступной среды для инвалидов в школе – важное требование к образовательным учреждениям. Оно регулируется законом о социальной защите инвалидов, СП 59.13330.2020, Приказами Минпросвещения. Адаптация школы включает установку оборудования и технических средств, помогающих таким детям перемещаться по территории и зданию объекта, получать знания и развиваться.

    Школа – важное место для социализации ребенка или молодого человека, которое должно быть доступно абсолютно для всех, любой человек с ограничениями (тотально незрячий или слабовидящий, тотально глухой или слабослышащий, инвалид-колясочник) мог не только себя комфортно в них чувствовать, но также свободно передвигаться и получать информацию.

    «Доступная среда» - безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации обучающихся и создания специальных условий для детей, имеющих образовательные потребности.

    Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из социально значимых задач, стоящих перед СОШ № 58 им.М.В.Овсянникова. Поэтому функциональная задача нашей образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».

    В нашей школе созданы такие условия для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Вход в школу и внутренне пространство школы.

    Обеспечен беспрепятственный доступ в образовательное учреждение. На входе в школу установлена информационная табличка с названием организации и графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус с уклоном 1:20. Пандус имеет двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9м., чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться на нем. Расширены дверные проемы на входе в здание. Двери и пандус не соприкасаются, чтобы ребенок на коляске не смог скатиться вниз. Все двери на пути движения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата не имеют порогов, ширина дверей и ширина коридоров позволяет инвалидам-колясочникам свободно передвигаться и разворачиваться. Вход в школу, вход в бассейн, вход в актовый зал оборудованы кнопками вызова. Для спуска в помещения бассейна предусмотрены подъемные устройства. Для доступа в актовый зал через переход также предусмотрена
    подъемная платформа. Имеется возможность доступа на все этажи маломобильных посетителей с помощью лифта для МГН. Формы дверных ручек предусмотрены для использования маломобильных посетителей. С целью облегчения доступа инвалидов-колясочников снаружи и внутри здания предусматривается система двухсторонней связи. Для этого на посту охраны монтируется пульт селекторной связи на 6 абонентов GC-1006DG, а на входах в здание и возле подъемников для МГН на нижней и верхней остановках — громкоговорящие абонентские устройства GC-2001P1. С помощью этих устройств инвалид имеет возможность вызвать обслуживающий персонал. От пульта селекторной связи на 6 абонентов GC-1006DG до громкоговорящих абонентских устройств GC-2001P1 для экстренного вызова персонала для помощи МГН предусматривается установка кнопок вызова SB5-1PWH для инвалидов в санузлах МГН.

    Школьный гардероб.

    Для хранения вещей детей, передвигающихся на инвалидных колясках, предусматриваются специальные места возле входа. Обязательно наличие стула, на котором ребенок может спокойно надеть обувь и не упасть.

    Школьная столовая.

    В столовой предусмотрена непроходная зона для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами составляет не менее 1,1 м. Для детей на инвалидных колясках и незрячих выделены места рядом с буфетом, чтобы минимизировать риск столкновения с мебелью. Предусмотрена посадка детей-инвалидов в столовой совместно с остальными одноклассниками, чтобы дети-инвалиды чувствовали себя наравне с другими.

    Спортивный зал.

    Раздевалки, душевые и туалеты при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также оборудованы широкими проходами и дверными проемами, ширина которых 90 см. Спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности и удобства. В спортивных залах создана безбарьерная среда.

    Школьный туалет.

    В школьных туалетах на всех этажах предусмотрена кабинка для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалидов-колясочников). Ширина двери в специализированной кабинке 90 см., кабина оборудована поручнями, имеет увеличенные габариты, предусмотрены кнопки вызова.

    Классные кабинеты.

    Кабинеты оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. В учебных кабинетах предусмотрено дополнительное пространство для свободного перемещения. Имеется возможность доступа на все этажи с помощью лифта для МГН. Формы дверных ручек позволяют действовать одной рукой без применения усилий или значительных поворотов руки в запястье. Кабинеты для использования инвалидами и лицами с ОВЗ приспособлены частично. Доступность условная с дополнительной помощью.

    Школьная библиотека.

    Библиотекой школы обеспечивается электронный и фактический доступ всех обучающихся, включая инвалидов и лиц с ОВЗ, к необходимым учебным, научным, справочным и литературным источникам в рамках освоения образовательных программ. Библиотека расположена на 4 этаже здания школы. Помещение изолированное. Доступ на 4 этаж осуществляется библиотеки осуществляется с помощью лифта, приспособленного для МГН. Библиотека полностью укомплектована столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, каталожными шкафами, рабочими столами библиотекаря. В библиотеке имеется возможность выхода в интернет. Предусмотрено отдельное хранилище для учебников. Освещение и микроклимат библиотеки соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

    Бассейн.

    В помещения бассейна для обеспечения доступности маломобильных групп населения предусмотрен отдельный подъемник.

    Для безопасного спуска в воду инвалидов, чья подвижность целиком зависит от ортопедических устройств, предусмотрен гидравлический подъемник. Гидравлический подъемник для спуска инвалидов из кресла-коляски в воду установлен на обходной дорожке. В бассейне школы имеется необходимое оборудование для занятий плаванием лиц с ОВЗ и инвалидов.

    Территория школы.

    Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории предусмотрено ровное, нескользкое плиточное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. В нескольких местах с тротуара устроен съезд шириной не менее 90 см.

    Сенсорная комната.

    Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые призваны воздействовать на различные человеческие органы. С целью психологической разгрузки в нашей школе функционирует такая комната. Сенсорная комната предназначена для оказания комплексной помощи детям. Располагается на первом этаже школы. Помещение теплое, хорошо проветриваемое, имеет одно окно. Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Помещение, оборудованное по индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными модулями, в сопровождении специалиста, исследует окружающее.

    Пребывание в сенсорной комнате способствует:

    • улучшению эмоционального состояния;
    • снижению беспокойства и агрессивности;
    • снятию нервного возбуждения и тревожности;
    • нормализации сна;
    • активизации мозговой деятельности;
    • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

    Оборудование сенсорной комнаты

    Можно условно разделить на 2 функциональных блока:
    • релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, мягкие кресла-груши, игрушки и релаксационная музыка;
    • активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, мячики.
    Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на функциональные блоки:
    1. Релаксационный блок – в него входят сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, успокаивающей музыкой картина, создает атмосферу безопасности и спокойствия.

    2. Активационный блок – в него входит оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.

    3. Зрительно-звуковая среда – яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

    3.1. Музыка является неотъемлемой частью сенсорной комнаты. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга ребенка и активизирует иммунную систему организма. Звуки природы идеально для релаксации.

    3.2. Безопасная пузырьковая панель в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненного водой, в которой пузырьки воздуха постоянно подталкиваются компрессором. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушным ни детей. Ни взрослых.

    3.3. Безопасная оптико-волоконная люстра – водопад огромного числа тонких волокон, на концах которых, то загораются, то гаснут огоньки. Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела. Из меняющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
    Занятия в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом.

    Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования лицами с ОВЗ

    Для проведения практических занятий в школе оборудованы:
    - столярная и слесарная мастерские для занятий по техническому труду для мальчиков;
    - кулинарная и швейная мастерские для занятий по обслуживающему труду для девочек;
    - 2 кабинета физики с лаборантской;
    - 2 кабинета химии с лаборантской;
    - кабинет биологии с лаборантской;
    - кабинет информатики.
    Кабинеты соответсвуют требованиям ФГОС, укомплектованы мебелью, интерактивным оборудованием, наглядным, дидактическим и раздаточным материалом.

    Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

    1. В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
    2. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
    3. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
    4. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.

    В образовательном учреждении предусмотрено комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, работают 2 педагога-психолога, 2 логопеда, социальный педагог.

    Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)
    СОШ №58 им. М.В. Овсянникова

    Поделиться страницей...

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie